Прошло 10 лет с момента выхода на большие экраны «Оно приходит за тобой», ставшей за это время если не культовой, то во всяком случае знаковой картиной в жанре ужасов. Претерпело изменения и само название в русском переводе, ранее более простое и непретенциозное «Оно» стало ближе к оригинальному «It follows».
Режиссёр Дэвид Роберт Митчелл дебютировал работой «Миф об американской вечеринке» в 2010-м году, и, хотя фильм получил ряд престижных наград, большой славы работа автору не принесла, что нельзя сказать об «ужастике про подростков». В 2014 году Каннский фестиваль включил его в программу «Неделя критики». По мнению The Telegraph фильм «Оно приходит за тобой» входит в список 50 лучших хорроров всех времён, тогда как бюджет ленты успел окупиться более чем в 10 раз, собрав 23 миллиона долларов в прокате.
Главная героиня Майки Монро проводит ночь с парнем, после чего начинает видеть странных существ, похожих на людей, с ними нельзя пересекаться и от них не убежать. Страх преследования толкает героиню на поиски разгадки. Выясняется, что «это» передаётся половым путем, избавиться от нового чувства невозможно, но его можно передать кому-нибудь ещё.
Сюжетно фильм «Оно приходит за тобой» не стал чем-то новым. Ужасы про подростков, замешанных в мистических событиях уже не вызывают такой восторженный интерес как 40 лет назад, однако если бы «It follows» состоял только из этого, он бы не был так тепло принят критикой. Особняком от сценарной кухни стоят визуал и звук, которые оказались чуть ли не главными опорами кинокартины.
Тем не менее происходит самое настоящее крушение канонов жанра. Просто рассказанная история без хитрых вывертов и почти без «скримеров» здесь важна не так сильно. Задача режиссёра, таким образом, сводится к чему-то прямо совсем еле уловимому, растянутому во времени, даже нематериальному. Как сгустки сургуча в лабиринтах – инсталляциях Михаила Рубанкова намекают на безвыходность положения и, как следствие, перерастают в устойчивый страх, так и Митчелл загоняет зрителя в логический, почти экзистенциальный тупик, ставя ребром вопрос о реальности привычного хода вещей. Медленно плетущиеся фигуры существ, преследующих главную героиню, – нарастание ощущения внутреннего кошмара и чем он ближе, тем острее становится.
Рич Врилэнд, точно Анджело Бадаламенти (известный по саундтрекам к фильмам Дэвида Линча, который, в свою очередь, отличается особым трепетом ко всему сновидческому), задаёт тревожный тон сцен сдавленной электроникой, как будто бы спрятанного где-то в глубине страха. Звукорежиссура фильма конструирует и деконструирует жанр, играясь то с классическим ностальгическим звучанием 80-х, то с новыми направлениями, эффектно лавирует и импровизирует, создавая пугающий баланс тишины и звука.
Операторская работа точна, хотя и отчасти экспрессивна. Митчелл часто использует круговое панорамирование и даёт зрителю возможность простроить кадр в своей голове самостоятельно, делая акцент не столько на пейзаже, сколько на деталях. Эта невольная включённость зрителя заставляет параноидально искать враждебное присутствие, между деревьев в парке, через щель в заборе, в кустах. Плавные наезды камеры на персонажа, чьё лицо искажено от страха перед тем, что видит только он, держит зрителя на дистанции, тогда как параллельный монтаж ненадолго открывает створку в междумирье.
Благодаря фильму известность получила восходящая звезда хоррор-фильмов Майка Монро, впервые снявшейся в кино, когда ей было 19 лет. Она успешно прошла прослушивание в фильме Митчелла. Сейчас Монро снялась в картине «Собиратель душ», где сыграла роль агента ФБР Ли Харкер, расследующей серию жестоких убийств. Противоречивые образы ранимости и мужества с лёгкостью уживаются в актрисе, говоря о ее широком ролевом диапазоне.
За десятилетнее существование «It follows» успело появиться много споров и толков, о чём на самом деле была картина. Провокационные гипотезы про антирекламу венерических заболеваний, проблему «сталкинга», которая ощущалась в США довольно болезненно десять лет назад, все их режиссер решительно отвергал и о смысле, который сам вкладывал в фильм, решил умолчать. Митчелл продолжает снимать и экспериментировать, так нео-нуар с Эндрю Гарфилдом «Под Сильвер-эйк» 2018 года был номинирован на золотую пальмовую ветвь и, вероятно, это не последний фильм, который ещё удостоится такой награды.
АВТОР ШМЕЛЁВ АНДРЕЙ