Александр Рогожкин в 1995 году, разъезжая по всевозможным кинофестивалям, неожиданно выбрался оттуда с одним из главных зрительских хитов своего поколения. «Особенности национальной охоты» настолько точно и с теплом передавали дух и настроение своего времени, что его образы, может не на экранах, но в головах зрителей живы до сих пор.
Не стало Александра Рогожкина ещё в 2021. И не все его работы увидели свет. Как, например, и сценарий сегодняшнего фильма, изначально задуманный обособленным, но с легкой руки продюсеров ставший духовным сиквелом той самой «охоты». И ставший не просто так.
Простой германец по имени Вернер оказывается в петербургской больнице. Молодой учитель немецкого пришёл за справкой. Но у нас, конечно же, «справку нужно отработать». Так что ряды сотрудников учреждения на один день пополняются новым стажёром, столкнувшимся с шоковой терапией российских реалий, но готовым помогать и, по возможности, спасать жизни.
В этом плане фильм «Особенности национальной больницы» предстаёт в качестве этакого ностальгичного авторемейка главной комедии девяностых: снова иностранец, не финн, но немец пытается познать загадочную натуру местных, то ли отчаянных и сумасшедших, то ли по-настоящему просветлённых. А в процессе, в порыве наивности, обязательно даст денег здешнему пьянчуге.
Но нужно понимать, что по уровню сумасбродности и креативности местные коллизии не дотягивают до своего предка. Население больницы состоит из традиционных питерских типажей: престарелая наследница французских эмигрантов-социалистов, молодой англоговорящий темщик, обольстительная бунтарка с суицидальными наклонностями, сплошь броские и экстравагантные архетипы. Между ними то и дело возникают абсурдные конфликты, комедия положений раскрывается во всей красе, но ничего подобного перевозке коровы в ракетном отделении истребителя нет и подавно. Происходящее изрядно «заземлилось».
Получилось такое бесконтекстное кино, которое было написано, когда европейский волонтер в нашей больнице был всё ещё диковинкой, а снято, когда он стал уже диковинкой. С любой попыткой вплести современные реалии в эту чудаковатую конструкцию ощущение вневременья теряется. Да, питерских больниц в таком состоянии сегодня уже давно нет. Но где-то ведь ещё остались и похуже. Зато вот неловкие шутки про гендерно-нейтральные туалеты просто не способны оставаться естественными в таком антураже. Как бы ни было парадоксально, присутствие реальности превращает эту неосознанную, почти рефлективную Россию в оторванную от реальности.
Кино в целом-то не назвать шибко смешным. Оно тёплое. Наблюдая за, казалось бы, привычным столкновением русской «смекалочки» и какой-то национальной искренности с парадоксально не удручающей реальностью, в самом деле на экране предстает их синергия. Злые директрисы, едва работающие лифты, не в кассу позитивные представители ритуальных услуг и даже незнание языка не мешают крутиться шестеренкам этой «вавилонской» больницы.
Режиссёр Станислав Светлов в своем полнометражном дебюте «Ада» уже показал себя как постановщик эмоционального кино. «Больница» тоже не всегда хочет со своей аудиторией говорить, и общается на языке голых чувств. Минималистичная линия шальной девицы без имени выведена на экране совсем уж грубыми мазками. Её провокативность, как и тяга к Вернеру, безусловно ощущается, но не имеет под собой особых обоснований. И так здесь со многим. Художник, находящий поэзию на собственном потолке, и другой художник, по-доброму выражающийся через непристойные карикатуры, безответственный хирург, едва видимо отягощённый грузом своего прошлого, и многие, многие другие. Получается не столько комедия, сколько аттракцион узнавания: тут и там в глазах людей промелькнёт что-то личное и знакомое.
Фильм «Особенности национальной больницы» немного потерялся во времени. Неясно, к какому периоду он принадлежит и что сегодня может выражать. Это не самое смешное кино, не самое духоподъёмное или трогательное. Но до чего же всё-таки колоритное и жизненное. Не факт, что оно способно растопить сердце, но оно вполне компетентно для того, чтобы согреть ваш вечер.