5 октября кинокомпания Global Film выпустит на большие экраны комедийную драму «Дурные деньги». У руля этого неоднозначного проекта стоит австралийский кинорежиссёр Крейг Гиллеспи, получивший свою популярность благодаря трагикомедии «Ларс и настоящая девушка» и фильму-ремейку «Ночь стрaха». Гиллеспи не впервые работает с историей, основанной на реальных событиях, ранее под его руководством была поставлена картина «И грянул шторм», рассказывающая о спасении береговой охраной США экипажа судна «Пендлтон» в 1952 году. В этот раз режиссёр меняет угол обзора и плавно перемещает камеру с берегов Новой Англии на Уолл-стрит.
Скромный финансовый аналитик Кит Гилл (Пол Дано) живёт тихой и неприметной жизнью в обстановке массовых ковидных ограничений. Он вместе женой Кэролайн (Шейли Вуд) и маленькой дочерью не имеют ничего, кроме акций компании «Gamestop», которой пророчат неминуемое банкротство топовые хедж-фонды. Стараясь не подвести свою семью и увеличить семейный бюджет, Кит начинает вести стримы на Yotube под ником «Ревущий котёнок», а также давать советы новичкам-инвесторам на Reddit. Он ставит перед собой задачу помочь заработать простым людям вместе с ним на акциях компании «Gamestop», которая имеет нераскрытый потенциал, а заодно и надрать зад белым богатым парням с Уолл-стрит.
Фильм «Дурные деньги» – это ультрасовременное кино, говорящее на одном языке с зумерами, но немного нервирующее миллениалов. Виной тому становится хаотичный монтаж, содержащий мемы, интернет-интервью, стримы или новостные сводки в неоправданном количестве. Ведь большинство из них не несут в себе никакой информационной и смысловой нагрузки, а лишь увеличивают хронометраж, делая повествование затянутым и в какой-то мере даже изматывающим. Но отнюдь не это становится главным фактором, обесценивающим картину.
Фильм «Дурные деньги» – фальшиво привлекательная баллада о социально-экономическом неравенстве и призрачной возможности “сломать систему”, тем самым изменив свою жизнь. Однако зрительский дурман быстро рассеивается в финале, в котором демонстрируются итоговые цифры чистого капитала каждого индивидуального инвестора, вложившего свои деньги в акции компании «Gamestop» (кстати, судя по данным за 2023 год, экранизированная ситуация на фондовой бирже не сильно ей помогла). Именно финал превращает фильм «Дурные деньги» в очередную историю о несправедливости капиталистической системы, оставляющей в неоспоримом выигрыше только избранных, а именно главного героя, который также как и владельцы ненавистных ему хедж-фондов, заработал на простых людях. По сути, фильм «Дурные деньги» доказано говорит лишь о внушаемости финансово нестабильных слоёв общества: с бешеным энтузиазмом люди следуют за «ревущим котёнком», наплевав на собственные проблемы и возможный будущий крах. А также безапелляционно заявляет, что современная американская политически-экономическая модель несгибаема и любая ошибка, способная подорвать устоявшийся порядок, не что иное, как системный баг, который максимально быстро исправят, сделав систему еще более неуязвимой. А значит бороться с ней, даже заручившись поддержкой многочисленного малоимущего населения Америки, бессмысленно.
Несмотря на столь пессимистичную и досадную повестку, картина «Дурные деньги» всё равно смотрится очень бодро – ей есть чем гордиться, и есть чем разбавить горькое послевкусие. Например, музыкальным сопровождением с популярными треками (хотя звукорежиссура не всегда идеальна и музыка перебивает звук из реальных новостных сводок) или удачно сформированный актёрский состав: застенчивый Пол Дано в роли «Ревущего котёнка», самоуверенный, но не карикатурный Сет Роген, исполнивший роль владельца хедж-фонда Гейба Плоткина, и курьёзный, непредсказуемый Пит Дэвидсон.
Фильм «Дурные деньги» созвучен с такими картинами, как «Игра на понижение» (2015г.) Адама Маккея или «Уолл-Стрит» Оливера Стоуна (1987г.). Он однозначно придётся по вкусу зрителям, которым небезразлична жизнь фондового рынка США и прецеденты, сумевшие доказать, что не только миллиардеры и владельцы крупных инвестиционных фондов управляют ситуацией в главном финансовом квартале страны, но и обычные люди… пусть и очень редко.