«…прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим»

В очередной раз хочется предупредить вас о названиях фильмов, которые прокатчики адаптируют для показов в России. Их цель очевидна — привлечь нужный сегмент зрителей в кинотеатр, но в то же время они совершенно дезориентируют остальную аудиторию.

Дебютный фильм Адама Смита получил типичное для криминальных историй название «Афера по-английски».  Прочитав его на афише, можно запросто начать генерировать сюжет и выстраивать ожидания еще до просмотра. Наверняка в нем будет изощренный план ограбления, которое организуют харизматичные ребята из низов, ворох звезд, погони, комичные подколки, а за кадром будет звучать живой динамичный фанк. И, конечно, дело будет происходить в Лондоне.

Но не тут то было. В оригинале картина Смита называется «Trespass Against Us». Это строка из молитвы «Отче наш», переводится как: «должникам нашим».  Название скрывает под собой не дерзкий авантюрный боевик, а серьезную криминальную драму о конфликте поколений с религиозным подтекстом.

Кроме того, это малобюджетный независимый проект. Адам Смит даже получил премию британского независимого кино.  В широком прокате лента оказалась благодаря участию в ней Фассбендера и Брендана Глисона, которые по каким-то личным причинам обратили внимание на сценарий. Именно на удачном дуэте рыжих ирландцев держится весь фильм.

«Trespass Against Us» ощущается как фильм из программы «сандэнс», только с британским акцентом и напоминает одновременно «Капитана фантастика» Мэтта Росса и гангстерские фильмы Гая Ричи.

Действие происходит на отшибе малонаселенной британской провинции. Клан Каттлеров живет в лесной глуши в трейлерах. Их стиль жизни похож то ли на комунну, то ли на цыганский табор, то ли на секту. Во главе семейства стоит деспотичный, религиозный фанатик Колби (Брендан Глисон). Из-за вражды с «горги» (от англ. gorge — поглощать, жадно есть), то есть с цивилизованным обществом и особенно с полицией, он призывает семью к аскетизму и уединению. Главный промысел в клане — угон автомобилей и всевозможные кражи. Притом крадут они не только, чтобы выжить, но и чтобы показать средний палец социуму.

Его старший и любимый сын Чэд (Майкл Фассбендер), талантливый гонщик и мошенник мечтает избавиться от гнета отца, купить нормальный дом и обеспечить своей жене и двум детям нормальную жизнь. Он решается на последнее «дело» — ограбление роскошного особняка мирового судьи, но оказывается на крючке у властей и копов.

Сцены погонь и краж занимают в фильме всего несколько сцен. Все остальное время Адам Смит уделяет взаимоотношениям между членами клана и изображению местного колорита. Герои систематически матерятся, гоняют петухов, рассекают по городку в трико и попивают горячительные напитки у дверей своих трейлеров, словно ковбои. Второстепенные малоизвестные актеры выглядят максимально естественно, особенно Линдси Маршалл. Она играет жену Чэда Келли — сильную и мудрую женщину, которая в таких суровых условиях высаживает у трейлера цветы и невозмутимо водит детей в школу, несмотря на запрет Колби.

Фассбендер первую половину фильма никак не вписывается в сельский маргинальный колорит со своим вдумчивым взглядом и рубашкой, застегнутой на все пуговицы. Но затем, магическим образом, растворяется в своей роли и начинает выглядеть вполне органично.

«Trespass Against Us» — фильм о невозможности убежать от самого себя, от своей генетической памяти и устоявшегося образа жизни. И если ты рожден неграмотным мошенником, связанным кровными узами, то вынужден всю жизнь удирать от копов, словно маленький белый кролик. Хотя фабула, да и сам сюжет довольно заурядны, повествование в фильме самобытное, а интонация естественная и честная. Во многом, это связано с местом действия — маленькой провинцией, где все соседи знают друг друга. Такое камерное место позволяет сосредоточиться только на внутреннем мире маленького человека, его быте, его планах и мечтаниях.

Если вы ожидаете классного британского юмора, то должна предупредить: в фильме с этим проблемы, несмотря на то, что все регулярно пытаются шутить, выходит это неудачно. Еще один глобальный минус — эксплуатация зрительской слезы с помощью детей. Дети в семействе Каттлеров очевидные жертвы, ведомые и гибкие, готовые принять любую подмену ценностей: типа того, что земля плоская, учительницы настоящие гиены и враги, а воровать и обманывать это норма. В купе с этим, Адам Смит подводит свой фильм к максимально странному и сомнительному финалу.

Несмотря на довольно незаметный и тихий выход в прокат, картину Смита нужно смотреть всем поклонникам Глисона и Фассбендера (в таких малобюджетных  проектах они работают особенно пронзительно), британского сленгового диалекта (речь у героев очень интересная, поэтому лучше смотреть фильм на языке оригинала), музыки «The chemical brothers» (именно эти парни написали саундтрек к фильму) и скромного независимого кино о маленьких простых людях, которые умеют быть только собой.

АВТОР ДАРЬЯ КОЗЫРЬ

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше