Новый фильм Андрея Звягинцева «Нелюбовь», получивший приз жюри на Каннском кинофестивале, рассказывает историю семейной пары, находящейся в процессе развода. С одной стороны, содержание картины выглядит совершенно прозрачно – герои, испытывая глубокую неприязнь по отношению друг другу, разрушают не только свою жизнь, но и жизнь своего ребёнка. Однако с другой, возникает некая дополнительная метафизическая реальность всепоглощающей ненависти, которая является единственным источником жизни для главных персонажей фильма. Иными словами – злобой единой жив человек. Данную ситуацию безысходного саморазрушения, безусловно,  можно трактовать с точки зрения частой драматической истории, но после завершения просмотра отчётливо проступает авторская аллюзия на современное российское общество, которое, съедаемое внутренними страстями, продолжает бесплодный «бег на месте», ровно, как и главная героиня в последних кадрах фильма, бежит по беговой дорожке. Спорным остаётся идея того, возможно ли какое-то изменение, переосмысление ошибок, попытка раскаяния и трансформации в новое, не обременённое ненавистью и агрессией состояние. Авторский взгляд в картине представляется однозначно жёстким – нет. Люди, выросшие в «нелюбви», впитавшие это чувство с молоком матери, просто не в состоянии понять иную сторону жизни, хотя непосредственно в пространстве фильма этой альтернативной реальности, содержащей христианские ценности, и не было представлено. Увы, картина складывается мрачнее тучи. Но именно за это российский и европейский зритель любит и ценит творчество Андрея Петровича, которое так  похоже на правду.

Драматургическая составляющая фильма производит неоднозначное впечатление. Основной конфликт между героями выглядит вполне естественным и органичным, но в то же время на протяжении двух часов экранного времени происходит однообразная игра в пинг-понг, сопровождаемая перманентной руганью. Суровый реализм берёт своё, и героям практически не остаётся шансов на динамичное развитие отношений, пусть в негативную или положительную сторону. Режиссёрская работа Звягинцева выглядит однозначно талантливо, хотя и содержит специфические и, может быть даже, устаревшие элементы натурализма на экране, которые используются в художественных целях и не имеют под собой драматургического обоснования. Исходя из данного комментария, следует учитывать сцены интимного характера, которые характеризуют повседневные действия героев. Яркое впечатление производит операторская работа Михаила Кричмана. Наряду с традиционными минималистичными и холодными по наполнению кадрами в картине присутствуют объёмные панорамы, напоминающие работы Рерберга. Следует также отметить очень точную актёрскую работу, как ни странно, всех участников картины. Марьяна Спивак и Алексей Розин легко и естественно выполняют поставленные актёрские задачи, воплощая на экране образы своих героев.

АВТОР МАРИЯ БАТОВА

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше