С выходом «Счастливого Лазаря»(премьера фильма в РФ состоялась в рамках фестиваля Strelka Film Festival by Okko) Аличе Рорвахер, ровно как и после обоих предыдущих ее фильмов, в кинокритической прессе завелась старая песня о возрождении великого итальянского кинематографа, будто и не было в последние десятилетия ни Моретти, ни Торнаторе, ни Соррентино с Гарроне. Справедливости ради все-таки стоит отметить, что среди этой братии Аличе действительно выглядит особенной. И слава богу, что разговоры идут о возрождении, а не наоборот, да и, в случае с этим фильмом, его название только под стать.
Своим началом «Лазарь» чудится духовным приквелом предыдущего фильма Рорвахер: тоже аграрное общество, только эпоха пораньше. В центре сюжета группа крестьян, живущих и трудящихся на земле маркизы де Луны. Они живут, как одна большая семья, в которой давно переплелись родственные связи: все друг другу родители, дети, братья и сестры. Среди них выделяется юноша с бесконечно добрыми глазами по имени Лаззаро, местный «святой», невинная душа, над которым потешаются детишки, а взрослые заваливают просьбами. Впрочем все в рамках приличия – семья же.
Но вот появится человек в современном костюме, вот мелькнет мобильный телефон или плеер. Все эти люди перестанут казаться обычными, вскоре выяснится, что маркиза – на самом деле никакая не маркиза, времена рабства позади, а сейчас за работу в общем-то принято платить. Цирк, как говорится, уехал, да клоуны не в курсе. Об этом узнает полиция, случай войдет в историю газетных заголовков как «обман века», крестьянам наконец дадут свободу, только Лаззаро вот вдруг исчезнет.
Минуют года, мы отправимся на автобусе времени на десятилетия вперед, по дороге послушаем притчу о старом волке, который пощадил человека, почувствовав запах его доброты. Лаззаро, конечно, воскреснет, ну а как же же иначе с таким именем, и увидит наш нынешний мир незамутненными глазами. Аличе Рорвахер наглядно демонстрирует, как «далеко» мы ушли от времен маркиз и крестьян. Нюансы меняются, суть неизменна. Бедняки остаются бедняками, подневольные люди в голове остаются подневольными даже с дарованной свободой, как и богачи ментально остаются богачами даже без копейки в кармане.
Фильм «Счастливый лазарь» и его особенности
Что делает кино Аличе Рорвахер особенным – так это поэтическая образность, которая обогащает зрителя чувством непрекращающейся красоты. Даже разговаривая о судьбах страны или мира, на передний план она все равно ставит человеческое. Лаззаро сведет вместе семьи крестьян и де Луны, они сообща, как прежде, повоют на луну, на мгновение вспомнят себя молодыми и почувствуют счастье. Но в конце концов разойдутся, ибо им не по пути. Одни уйдут со сладостями, отчаянно преподнесенными, как полагающийся дар покровителям, а другие лишь с музыкой, которая следует за запахом доброго человека.
АВТОР МИХАИЛ БОДУХИН