До российского проката добрался новый фильм Франсуа Озона, за который тот получил «серебряного медведя» за режиссуру на последнем Берлинском фестивале, как ни удивительно, самой большой награды прославленного француза. «По воле божьей» успели окрестить нетипичным Озоновским фильмом, если вообще справедливо говорить о нетипичности в случае режиссёра, работающего в разных жанрах, чей стиль едва ли возможно однозначно определить, и чей чуть ли не каждый второй фильм можно назвать нетипичным.

«По воле божьей» – фильм-расследование, основанный на реальном, тянущимся по сей день, французском судебном деле о сокрытии фактов педофилии в церкви. В центре сюжета картины Озона, как кажется поначалу, история банковского служащего Александра, отца многодетной семьи, праведного католика, который памятуя о том, что к нему в детстве приставал священник (тот самый Бернар Прейно из заголовков французских газет), обращается к кардиналу с требованием отлучить последнего от службы. Церковь сочувствует, но принимать решения не спешит.

Во втором акте фильма вдруг как бы параллельно с описанным действом вводится новый герой Франсуа, который оказывается не менее (а то и более) главным, чем и Александр. Он еще одна жертва Прейно, количество которых, как вскоре оказывается, исчисляется несколькими десятками. Будучи обеспеченным мужчиной, Франсуа создает ассоциацию пострадавших от домогательств, которая эскалирует проблему в общественном пространстве. В последней трети фильм приобретет еще одного центрального героя, откровенного говоря, единственного похожего на реально травмированного человека, невротика, жизнь которого обретает хоть какие-то краски с появлением упомянутой ассоциации.

«По воле божьей» – кино из той когорты, что называют важным. Важно, чтобы фильмы с такой социальной повесткой существовали; важно, чтобы их посмотрели многие; важно, чтобы об их проблематике говорили. Несмотря на то, что это разговорная драма длиной два с половиной часа, Озон задает ленте высокий темп: насыщает материалом, перепрыгивает из одной сюжетной линии в другую, наконец задается вопросами о разграничении церкви и христианской веры под а-ля органную музыку русских братьев композиторов Гальпериных, – в общем, скучать не дает.

Но ведь и представить, чем этот, не будем забывать, художественный фильм может оказаться выигрышнее большого журналистского материала или потенциальной документальной ленты на ту же тему, не ясно. Да и сложно отделаться от мысли, что все-таки что-то не так с картиной, в которой большинство разговоров о педофилии и травмах ведутся со столовыми приборами в руках за богато сервированным столами в респектабельных гостиных.

АВТОР МИХАИЛ БОДУХИН

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше