Современный классик азиатского кино филиппинец Лав Диас, чей новый фильм «Прекращение» показали на Strelka Film Festival by Okko 2019, кажется, входит в зрелый период своего творчества, когда главное, что хотел сказать, вроде бы уже высказано, престижные фестивальный награды получены, а с ними и признание. А значит теперь можно экспериментировать, придумывать себе новые вызовы, и почему-то кажется, что последними своими картинами Диас будто бы ищет путь к чуть более широкой аудитории. Поэтому и фильмы становятся чуть короче, в них наряду с непрофессионалами снимаются филиппинские теле- и поп-звезды, а сюжетно они заигрывают с жанрами. Так, «Прекращение» интригующе заявляется как научно-фантастическое кино.
2034 год, Манила. Крупное вулканическое извержение погрузило Юго-восточную Азию в вечную мглу. Миллионы людей погибли из-за эпидемии, в народе прозванной «темным убийцей». Филиппинами руководит карикатурно-параноидальный диктатор Наварро, который не перестает заявлять западным журналистам о своей богоизбранности и под прикрытием благих намерений жестоко закручивает гайки. В народе все неспокойно: живо повстанческое движение, процветает проституция, общество полнится неврозами, и возникает спрос на рефлексию о национальной памяти, чему посвящена отдельная сюжетная линия.
Фантастика в «Прекращении» номинальна, о ней напоминают разве что постоянно кружащие над городом дроны. Диас рисует довольно прозрачную сатиру на злобу дня: Наварро – горячий поклонник политический карьеры диктатора Маркоса, их режимы мало отличимы между собой, как и от режима текущего филиппинского президента Родриго Дутерте. Мотив, мягко сказать, не новый в творчестве режиссера.
Впрочем, в «Прекращении» взгляд Диаса можно назвать оптимистичным, в конце концов в его фильме побеждают добродетели простых людей, а слоган Наварро «я изменю страну» претворяется в жизнь весьма отличным от первоначального замысла способом. Примечательно, но конец диктаторского режима Диас видит не как, скажем, революцию, а как медленное полное загнивание системы: даже нагнетаемое по сюжету планирующейся антинародной силовой операцией «черный дождь» напряжение лопается, как перезревший прыщ.
Если и есть у этого фильма жанр, то он называется «Лав Диас». Действительно, с первых кадров его стиль узнаваем: статичный, густо наполненный, черно-белый контрастный кадр; гражданская злость режиссера тоже не становится новостью. Но при этом в «Прекращении» отсутствуют мистицизм и фолк-составляющая, которые во многом задавали глубину и магию кинематографа Диаса. Кажется, как никогда его картине подошло бы стать многофигурным медленным стриминговым арт-сериалом в духе, прости господи, последнего Рефна.
АВТОР МИХАИЛ БОДУХИН