1970-й год. Одесса. Город живёт своей обычной жизнью. Люди купаются в море, спасаясь от летней жары. В каждом доме настежь раскрыты окна, чтобы впустить внутрь хоть немного свежего воздуха. Внезапно по новостям передают сообщение о вспышке холеры, и город закрывают на строжайший карантин, изолировав его от внешнего мира.

Данное событие служит своего рода драматургическим императивом, организующим дальнейшее повествование. Переводя физический характер замкнутого пространства в психологический, Валерий Тодоровский рисует портрет семьи, чьё единство разрывается изнутри постоянными скандалами. Затаённые далеко в прошлом зависть и обида накапливаются, пока определённые обстоятельства не заставят человека, наконец, обнажить свою изнанку, показать, какие мысли он прятал от других ради общего блага. 

Сама структура повествования является главным камнем преткновения в фильме. Проблема кроется в том, что за набором малых конфликтов невозможно увидеть основную концептуальную ось. Действие картины, не имея целенаправленной траектории, по инерции может продолжаться ещё довольно долго. Наблюдая за жизнью героев, режиссёр будто забывает закольцевать историю неким выводом. Бесспорно, на уровне частных мизансцен сюжет сложен чётко и равномерно, но уровнем выше фабула начинает рассыпаться. Возможно, это объясняется тем, что в повествовании занято слишком много действующих лиц.

Впрочем, каждый из персонажей имеет тщательно прописанную историю и глубоко проработанный характер. Несмотря на присущие человеческой душе несовершенства, все герои одинаково близки и симпатичны зрителю. Преимущество режиссёрской постановки в «Одессе» заключается в том, что каждому актёру даётся такое количество экранного времени, которое необходимо, чтобы его герой эмоционально сблизился с аудиторией. Никто из исполнителей не оттесняет другого, напротив, их игра выглядит максимально гармоничной и сбалансированной. По форме напоминая театральную пьесу, картина предоставляет зрителю возможность погрузиться в жизнь одесской семьи, проникнуться её бытом, стать свидетелем ссор и примирений между родственниками.

Визуальный ряд картины по своему контрастирует с её общим эмоциональным накалом. Тёплые пастельные тона передают настроение блаженного покоя, который, тем не менее, кажется мнимым из-за присутствующего в каждом диалоге напряжения. Тодоровский будто провоцирует зрителя смотреть всегда за пределы кадра, где и разворачивается настоящее действие. Лишённая операторских изысков, «Одесса» по большей части концентрируется на переживаниях и взаимоотношениях героев.

Каждому свойственно стремление найти своё счастье, но это не значит, что счастье одного не будет противоречить счастью другого. Если в привычном понимании семья является местом, куда может вернуться некогда заблудившийся человек, то в «Одессе», напротив, семья целиком состоит из заблудших душ, которые не в силах обрести свою подлинную родину.

АВТОР АКИМОВ ВАЛЕРИЙ

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше