Король умер. Да здравствует король! Погасшая свеча еще горяча, а разряженные подданные уже бегут целовать руку новому правителю… C’est la vie! Смерть беспощадна. Коснувшись солнца, сгоришь, но не думай о сладостных секундах свысока. Не отдавай свое солнце ни на час, ни на луч, ни на взгляд. Никому. Никогда. Сжигай руки, и губы, и сердце, только играй, смейся, люби!

Об этом рассказывает нежная, живописная лента Майвенн, в центре которой судьба Жанны Дюбарри — куртизанки, ставшей фавориткой Людовика XV. В роли монарха —  некогда опальный, всеми любимый Джонни Депп. Партию Жанны исполняет режиссёр и соавтор сценария картины Майвенн — некогда муза Люка Бессона, ныне успешная кинематографистка. Аккомпанируют дуэту мэтры французского кино Пьер Ришар и Мельвил Пупо («Летняя сказка», «И всё же Лоранс»). Нельзя не отметить и неизвестного широкому зрителю Бенжамена Лаверна, идеально исполнившего роль внешне непроницаемого преданного дворецкого Ла Борда.

Джонни Депп играет глазами и уголками губ — тонко и сдержанно, как и подобает королю. Порывистая, неидеальная Майвенн — воплощение той самой неизъяснимой французской прелести. Такая неправильная красота — самая манящая и притягательная. Лучезарная улыбка Жанны стоит всей безупречности Версаля. Её прикосновение — искушение. Её любовь — страсть. Её хотят и проклинают, ей завидуют, ею восхищаются. В Жанне, безусловно, очень много Майвенн: посмотрев «Марию-Антуанетту» Софии Копполы, она влюбилась в образ авантюристки, созданный Азией Ардженто, и решила рассказать о Дюбарри на языке кино.

История Жанны — очередная вариация на тему Бекки Шарп: яркая внешность, обаяние, ум и беспринципность позволяют девушке из низов выбиться из нищеты. Однако влюбить в себя короля — другое дело, и тут на помощь приходят откровенность, непосредственность, простота и неутомимая, заразительная жажда жизни. Надо заметить, что влюбляет в себя героиня не сразу: поначалу Жанна — девушка лёгкого поведения, без разбора вступающая в связь с мужчинами, и ничего больше. Однако героиня меняется, преображается, обнажая не только тело, но и душу — чуткую, ранимую.

Нарушительница королевского протокола, законодательница мод, шумная и раскрепощенная Жанна покоряет чопорный Версаль — история фильма «Жанна Дюбарри» предельно кинематографична, и Майвенн рассказывает её не спеша. Снятые издалека виды холодной, величавой королевской резиденции контрастируют с мягкими, тёплыми крупными планами лиц короля и фаворитки. Это любовь, всем сплетням и смертям назло, и актёры увлечённо и самозабвенно в неё играют: пресловутая химия между Деппом и Майвенн, несомненно, имеет место. Не менее трогательны отношения Жанны и Ла Борда: полутона, полуулыбки, взгляды рисуют безмолвную нежную дружбу.

Несмотря на драматичность коллизии, фильм «Жанна Дюбарри» Майвенн не лишён юмора: чего только стоят гротескные образы дочерей Людовика, утренний туалет короля и ритуал маленьких шажочков, ставший милым лейтмотивом фильма. Все хорошее когда-то кончается, и сказка такой живой и настоящей Жанны близится к неизбежно-жёстокому финалу. Мы покинем Версаль, скорбя, но ни о чём не жалея.

«Смерть всегда была здесь. Она сопутствовала тебе со дня рождения. Жить — значит умирать». Лишь искусство бессмертно, а важнейшее из искусств, да простит нас вождь пролетариата, искусство жить. Спасибо кино и Майвенн, что напомнили нам об этом.

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше