На Strelka Film Festival by Okko 2019 показали новый фильм титулованного китайского режиссера Дяо Инаня «Озеро диких гусей». Как и предыдущая картина автора, это основанный на реальных событиях эстетский криминальный фильм, как часто водится в восточно-азиатском кино, многофигурный. Так что зрителю добрую половину хронометража придется поломать голову над тем, чтобы уследить, кто из героев кому приходится и в чем кроются тонкости коллизии. Впрочем, задача не то чтобы непосильная.

Ночью на железнодорожной станции встречаются две одинокие души, мужчина и женщина (стоит упомянуть, что оригинальное название картины «Рандеву на южной станции»). Мужчину зовут Чжоу,  он среднего калибра авторитет в местной группировке угонщиков мопедов. Во время воровского передела территории («воровской олимпиады», как остроумно замечает сам герой) он сначала сам получает ранение, а затем ранит случайно попавшего под руку полицейского. Чжоу залегает на дно, за его голову назначается награда, а значит за ним начинает охоту теперь не только эскадрон полицейских, но и местный криминалитет, включая старых друзей.

Женщину же зовут Лю, она работает как раз на одного из таких дружков, выполняя роль, как красиво выражаются местные, прекрасной купальщицы, а проще говоря, куртизанки. Ее подсылают к Чжоу в качестве наживки, но постепенно в их меланхоличных, не очень многословных отношениях наступает что-то вроде симпатии, и девушка обещает помочь беглецу воплотить рождающийся у него жертвеннический план.

Фабульно история напоминает, скажем, какой-нибудь вестерн, но из-за антуража: основное действие происходит ночью, местами проливной дождь, роковая красотка под боком – в критике все наперебой «Озеро» называют нео-нуаром. Дяо, в общем-то, не против, но признается, что нуар просто-напросто очень подходит для историй на китайской фактуре: классовое расслоение, преступные разборки, гипнотические подворотни за пределами больших городов.. 

Допустим, в «Озере» можно найти социальный комментарий, по меньшей мере полиция в фильме выглядит кучкой не обстрелянных недотеп, но чувствуется, что режиссера больше все-таки волнует формализм. Он хронологически перетасовывает сюжетные эпизоды, что то и дело заставляет нас откинуться в кресле и задуматься, а что вообще происходит на экране и почему это так происходит. Тот же эффект достигается и длинными, сложно постановочными планами, словно затягивающими зрителя в свой дивный мир и побуждает того находится в постоянном сотворчестве с картиной.

Возможно, в «Озере» нет смысловых откровений, но точно есть гений места и самобытный опыт жизни, в конце концов, несколько эпизодов живописной красоты. Пожалуй, фильмы не так уж часто в принципе нам дают ответы, а скорее вызывают в нас необъяснимые химические процессы, дают нам вдохновение, становятся частью наших воспоминаний. Этого порою достаточно.

АВТОР МИХАИЛ БОДУХИН

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше