Новый фильм голландского режиссёра Людовека Крейнса «Преследование» – триллер с элементами фарсовой комедии, раскрывающий историю серийного маньяка-дезинсектора. Подобное смешение жанров с первых минут создаёт неоднозначное впечатление, но в то же время атмосфера абсурда и тревожного саспенса придают картине индивидуальную интонацию. Фабула «Преследования» напоминает истории классических «разборок на дороге» с гонками и другими разнообразными аттракционами жестокости, которым предшествует конфликт двух водителей, как в фильмах «Дуэль» Спилберга, «Доказательство смерти» Тарантино, «Дикие истории» Сифрона.
Наибольшее воздействие на зрителя в триллерах достигается с помощью различных приёмов отображения образа злодея или же мифического зла на экране. В большинстве случаев зло абстрактно, таинственно и неизведанно, что делает его ещё более пугающим, ведь главный антагонист полностью не показан зрителю, оставаясь в тени своих злоключений. Образ маньяка-преследователя решён иначе: зритель на протяжении всего фильма может наблюдать за ним и его действиями, продиктованными идейными убеждениями. С одной стороны злодей, наделённый собственной философией, всегда привлекает внимание аудитории, но с другой, такой подход разрушает состояние саспенса, ведь зло имеет конкретное обличие, а его мотивации продиктованы логикой. Поэтому наибольший эффект ужаса вызывает скорее его защитный костюм для дезинфекции, напоминающий о бушующей в мире эпидемии, нежели его образ в целом.
Основное, что вызывает ряд вопросов в фильме – это поведение главных героев, членов семьи, преследуемых маньяком. Персонажи выглядят карикатурными, а их реакции во многом предсказуемы. Исходя из логики повествования, гонимый персонаж должен вызывать сочувствие, но в данном случае он провоцирует скорее недоумение, чем сопереживание. Однако этот фильм может показаться интересным зрителю, желающему провести вечер за просмотром очередного «дорожного» триллера.
АВТОР МАРИЯ БАТОВА