Тренд последних лет в американском кино (да мировом вообще) – все больше социальных меньшинств в нем обретает свой голос. И если, скажем, афро-американским кино давно никого не удивишь, то азиатско-американское кино становится все заметнее и на фестивальной арене, и в прокате (вспомним успешных прошлогодних «Безумно богатых азиатов»). В этом контексте хит последнего Санденса «Прощание» американки китайского происхождения Лулу Ванг имеет шансы стать заметной вехой этого тренда.

Молодая комедийная звезда упомянутых «Безумно богатых азиатов» и рэп-исполнительница Аквафина в несколько несвойственном для себя амплуа в «Прощании» играет одинокую и не очень устроенную в Нью-Йорке девушку Билли, которая в Америку перебралась в детстве с родителями из Китая. Т.к. те поглощены преимущественно собственными делами, Билли с большим желанием поддерживает отношения не с ними, а по телефону с бабушкой, которая живет в северном Китае. Вскоре оказывается, что у бабушки рак легких, но сама она об этом не в курсе, мол, во многих китайских семьях не принято больных ставить сразу в известность о смертельном диагнозе. Зато в курсе вся большая разъехавшаяся по миру родня, которая организует в Китае общий сбор под прикрытием свадьбы кузена Билли.

Сюжет, что уж, выглядит анекдотично. Далее и правда происходит масса комичных эпизодов, семейных странностей, которые, впрочем, почему-то начинают трогать и могут черпаться, кажется, только из реальной жизни. Фильм частично описывает личный опыт Лулу Ванг, вкладывающей в образ Билли, конечно, себя. В ее «Прощании» развитие истории не так уж важно. В лучших традициях восточного кино, картина никуда не спешит, сдержана в эмоциях, не вываливает на зрителя кучу переживаний, а рисует такие ситуации, что неволей побуждают к внутреннему диалогу.

«Прощание» строится на противопоставлении крайностей: американское против китайского, индивидуальное против коллективного, правда против лжи. Билли хоть и является первой скрипкой в ансамбле героев, но то и дело будто растворяется в многофигурной композиции картины. Она хочется рассказать бабушке правду, потому что хочет быть честной, но осекается старшими, мол, так она поступит эгоистично, тогда как остальная семья своим «невинным» обманом снимает с бабушки тяготы переживаний и делит их между всеми родственниками.

Фильм Ванг балансирует между семейными застольями, зачастую оборачивающимися несуразными разговорами или забавными играми, и трагедией, в ожидании которой находятся все герои. Этот парадокс помогает и изначально инаковой Билли вдруг начать открываться тем китайским традициям, которыми щедро с ней делится бабушка, да и весь окружающий ее мир. Какими бы непохожими на своих родителей мы себя не чувствовали, все равно полезно иногда обернуться к своим корням, как минимум, для того, чтобы понять, а что еще есть внутри тебя, и, возможно, улыбнуться той банальной мудрости, что яблоко от яблони все-таки не так далеко падает.

АВТОР МИХАИЛ БОДУХИН

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше