Кишинев, 1997 год. Успешный дзюдоист Олег Крецул попадает в аварию, в ходе которой погибает его молодая жена, а он сам лишается зрения. Старый друг Олега Виталик хочет помочь ему вернуться в большой спорт и вновь обрести опору.
Основанный на реальных событиях “Крецул” – дебютная картина Александры Лихачевой, выпускницы ВГИКа (мастерская экспериментальной режиссуры Алексея Учителя). Лихачева начинала с документалок, и это чувствуется. Особенно придают реалистичности изображаемому периодические вставки стилизованных под VHS фрагментов жизни главного героя – свадьбы или, скажем, соревнований.
Формально кино можно отнести к жанру спортивного байопика. На уровне фабулы все вроде бы соответствует – талантливый спортсмен, несмотря на ужас, произошедший с ним, уверенно обходя препятствия, идет к цели – заветным титулам. Но в классическую историю преодоления внедряются элементы бадди-муви – отношениям Олега и Виталия уделена большая часть экранного времени. Крепкая мужская дружба, показанная в фильме “Крецул”, снижает трагический пафос произошедшего. Постоянные взаимные подколы и шутки-прибаутки Олега и Виталика делают ленту очень живой, теплой и трогательной, несмотря на порой суровую, почти документальную фактуру и незавидное положение протагониста.
Что же отличает фильм “Крецул” от всех остальных подобных картин? Прежде всего, форма. Оператор Мариус Пандуру, работавший с самыми именитыми представителями так называемой румынской новой волны, будто пытается поставить зрителя на место Олега. Фильм снят в основном на крупных и средних планах, а камера как правило клаустрофобически тыкается в мощные затылки героев. Происходящее на заднем плане чаще всего показано в расфокусе. После просмотра на полном серьезе создается ощущение легкой дезориентации в пространстве. Довольно динамичное повествование иногда разбавляется длинными медитативными сценами, напоминающими о том, что кино мы смотрим именно авторское.
По-преимуществу сериальный актер Никита Волков (из последних громких проектов – шоу “Трудные подростки”) абсолютно не похож на свой прототип, но в роли слепого дзюдоиста с мягким южным выговором и всегда отличным настроением смотрится вполне органично, тем более, учитывая, что все трюки Волков исполнял сам. Его однофамилец Сергей Волков еще меньше напоминает воплощаемого им на экране Виталия Глигора, но неудержимо пленяет своим обаянием. Помимо этой парочки на экране периодически мелькает молодой человек с криминальным бэкграундом по кличке Слон в исполнении Владимира Гарцунова, который будто бы был рожден исключительно для подобных ролей. Второстепенные персонажи создают колоритный фон для основного действия. Примечательно, что в фильме, проспонсированном Минкультом, ни одна сцена не снята на территории России. Съемки велись в Молдове, Литве и Турции, что тоже придает сеттингу своеобразия и некой инаковости.
Для дебюта фильм “Крецул” на удивление хорош. Тем более интересно, что настолько “мужское” во всех смыслах кино снято девушкой. Отход от гендерных стереотипов вместе с востребованной сегодня темой инклюзивности делают фильм вполне актуальным, современным и даже каким-то нездешним.