Фильм «Украсть Рафаэля» – художественная картина Луки Тровеллези Чезаны. Её мировая премьера состоялась на 78-м Венецианском кинофестивале, а в Каннах на World Film Festival «Украсть Рафаэля» был объявлен «Лучшим иностранным фильмом».

Режиссёр Лука Тровеллези Чезана в прошлом снял несколько документальных работ, в том числе о живописцах эпохи Возрождения: «4 лица Моны Лизы» и «Рафаэль. Добрый гений». Любопытно, что оператор «Украсть Рафаэля», Диего Моррези, также вместе с режиссёром Лукой Тровеллези Чезана работал над картиной «Рафаэль. Добрый гений». Их сотрудничество сначала над документальным, а потом над художественным фильмом привело к тому, что в картине есть специфические узкоспециализированные мелочи.

В документальном фильме, посвящённом Рафаэлю, рассказывается нашумевшая история о том, как в 70-ые годы прошлого века группа грабителей выкрала три знаменитые картины из музея, среди которых была работа Рафаэля «Немая». В новом фильме Лука Тровеллези Чезана развивает эту тему: во-первых, знакомит нас с грабителем, совершившим эту кражу и, во-вторых, показывает нам, как это ограбление могло бы выглядеть в наше время.

Энцо, отсидев 40 лет за кражу «Немой» Рафаэля, выходит на свободу, и скоро ему предлагают выкрасть картину заново и обещают за этого баснословные деньги. «Немая» –  это портрет флорентийского периода Рафаэля Санти, на котором изображена неизвестная женщина. Данная картина, по мнению экспертов, манерой изображения и магнетизмом загадочного взгляда конкурирует с «Моно Лизой». Энцо отказывается красть шедевр самостоятельно, но вдохновляет свою племянницу на похищение. Для осуществления этого плана собирается группировка. Все герои не опытные преступники, а мелкие нарушители, в этом и заключается самый цимес фильма.

Это необычный, очень добрый и лёгкий фильм среди картин, повествующих о краже произведения искусства. В нём нет ни одной формы насилия, характерной для подобного сюжета: ни погонь, ни драк, ни перестрелок. Сами герои делают акцент на том, что не должно быть жертв, также и ни у кого из них нет оружия. Забавно, что один из участников ограбления – священник, которого сам Бог благословляет на кражу картины. Сложно сказать, насколько их наивный план сработал бы в реальной жизни. Возможно, при стечении нескольких факторов, например, небрежности сотрудников музея, вполне мог бы. Тем более, что самую бдительную охранницу музея герои ловко убирают с поле боя, напуская на неё местного Дон Жуана. Таким образом, герои-дилетанты действуют хитростью и в некоторой степени наглостью.

Как комедия фильм «Украсть Рафаэля» отличается тонким неагрессивным юмором. Не хотелось бы раскрывать ключевую для сюжета сцену фильма, но она невероятно комична и по духу похожа на таковую в советском мультике «Ограбление По…» про итальянцев.

В целом, про сюжет можно сказать, что он развивается неторопливо, но при этом держится ощущение интриги. Приятная ненапрягающая музыка, часто акустическая, также настраивает на лёгкое восприятие даже во время немногочисленного саспенса. В фильме задействовано десяток персонажей. Сначала может показаться, что героев слишком много, но по ходу фильма становится понятно, что каждый из них уникален своими чертами и двигает сюжет в определённом направлении в своё время.

Актёры, игравшие ведущие роли, справились со своими характерами отлично: мимика, интонации и развитие новых качеств в необычных обстоятельствах. У некоторых актёров просто не было достаточно хронометража, чтобы раскрыть личность своего героя, тогда к образу добавляются забавные детали, по-особенному характеризующие его.

Фильм снят в итальянском регионе Марке и изобилует красивыми дальними планами: старый город, древние постройки, храмы, пролёты дорог между деревьями с высоты птичьего полёта делают фильм больше, чем просто историю о краже картины, наполняют его «воздухом».

«Украсть Рафаэля» – добрый жизнеутверждающий фильм. В нём присутствует интрига, захватывающий, но размеренный сюжет, а пацифизм действий придаёт картине особый шарм. Прекрасно подойдет для просмотра, если есть настроение на интересный, красивый, забавный фильм.

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше